Все хорошо в меру. В больших дозах лучшее лекарство — яд. В малых дозах худший яд — лекарство. Эзотерическая мудрость потому и скрыта от народа, что народ, как правило, не понимает принципа относительности: истинное в одном контексте, в другом — ложно, а благое в одной ситуации, в другой — зло. Все хорошо к месту.
Принципы позитивного мышления — не такая уж безобидная вещь. Этими принципами надо уметь пользоваться и нельзя злоупотреблять. Грань между позитивным мышлением и самообманом так тонка, что и не заметишь, как шагнешь в мир иллюзий, в котором может быть и сладко спать, но всегда очень горько просыпаться. А главное, это бессмысленная потеря времени, которого и так мало.
Первый принцип позитивного мышления гласит «Все, что ни случается, — к лучшему». Это философский ракурс мировоззрения, однако если понимать его буквально, можно потерять ориентиры и заблудиться в зазеркалье . Рассмотрим конструктивную и деструктивную стороны этого принципа. Конструктивную сторону отлично освещает притча о старике и его соседях. Она звучит приблизительно так. Однажды у старика пропала кобыла, потерявшись
Смысл притчи в том, что сожаления и страдания — очень часто не только бесполезны, но и бессмысленны. Мы не знаем, что приготовил нам завтрашний день и поэтому не можем однозначно интерпретировать событие как счастливое или несчастливое. Мы не видим цепи событий в связи, и очень часто, лишь оглядываясь назад, спустя время, выносим верное заключение. И как правило, имеем возможность убедиться, что все было к лучшему. Мы
Деструктивная сторона этого принципа заключается в бездеятельном фатализме, который может показаться органичным следствием принципа. Если все к лучшему, и потери часто обеспечивают приобретения, значит можно расслабиться и плыть по течению? Совершенно точно и однозначно известно, что ленивым и безвольным людям достается худшая из жизненных альтернатив. Чем больше труда и волевых усилий затрачивает человек, тем больше вознаграждения он получает. Принцип позитивного мышления «Все к лучшему» распространяется лишь на то, что уже случилось или неизбежно происходит. Все, что касается конструктивных изменений и вложений сил, не должно попадать под воздействие этого принципа. В противном случае мы будем наблюдать типичное превращение лекарства в яд. Человек — хозяин своей судьбы. Просто он творит эту судьбу не один, а в соавторстве с разными другими силами. И он должен доверять им, когда ситуация выходит
Второй принцип позитивного мышления гласит «Все будет, как захочется, главное верить». Конструктивная сторона этого принципа называется — оптимизм. Каким образом оптимистически настрой способствует осуществлению планов? Человек ставит перед собой цель и, будучи уверен, что она осуществится, идет вперед, не оглядываясь, не оступаясь и не останавливаясь. Он бросает на осуществление планов все свои силы и его азарт, который всегда означает нахальную уверенность в победе, является дополнительным стимулом энергетических ресурсов. Если вдруг человек встречает на пути препятствие, он уверенно ищет рядом лазейку, поскольку внутренний голос говорит ему, что его непременно ждет хэппи энд. Сказки всегда имеют счастливый конец и это архетипическое программирование с детства имеет отношение ко второму принципу позитивного мышления. Ты должен верить, что победишь, и тогда ты найдешь пути к победе, поскольку теоретически они есть всегда, а практически многим всего лишь не хватает сил, которые зависят от веры.
Это что касается оптимизма и боевого настроя. Что касается деструктивной стороны этого принципа, она, как и в случае первого принципа, распространяется на область безмятежного бездействия и чрезмерного доверия принципам в ущерб собственным усилиям. Если в сказке обещан хороший конец, это не значит, что он обещан всем героям. Ленивый и трусливый герой в конце сказки будет наказан, а счастливый финал обещан лишь тому, кто бросит все силы на достижение результата. Это традиционная эзотерическая двойственность многими сторонниками позитивного мышления упускается из виду. Сказано «все будет, как захочется!» значит можно расслабиться и только хотеть. Но в этом случае сценарий развивается совсем не по пути архетипического хэппи-энда, а по пути несчастливой альтернативы — завистливых братьев дурака или ленивых сестриц замарашки.
Деструктивная сторона второго принципа имеет и еще один аспект. Если вообразить, что любое желание, стоит его загадать, начнет неминуемо воплощаться, как это внушают книжки для инфантилов, можно потерять очень много времени на пустые и глупые мечты. Мечта — это такой воздушный замок, в котором хочется провести часок другой, однако с каждым днем этот замок требует новых сил для подпитки, и с каждым днем попавшему под эту крышу все труднее возвращаться в реальность, она кажется серой и тягучей в отличие от эфирного совершенства мечты. Будучи создана из паутины мыслей с целью немного отдохнуть от будничных трудов в приятном гамаке, иллюзия превращается в кокон и не выпускает человека наружу, привязывая его к себе. Вскоре человеку может показаться, что «разбив мечту», он потеряет и себя. На самом деле инфантильные мечты никогда не воплощаются в отличие от реальных планов. Отличие тут принципиальное. Первое строится на ожидании случайного везения, чуда или удачи. Второе имеет четкое направление приложения сил. Если направление есть и понятно куда прилагать силы, человеку не до мечтаний. Он стремится не бежать от реальности, а наоборот активно в нее окунуться, чтобы побыстрее осуществить намеченную программу.
Противоядие от деструктивного использования принципов позитивного мышления, таким образом, одно. Ни в коем случае нельзя рассматривать позитивное мышление как размышление на досуге. Оно работает и приносит положительный эффект только как дополнительный стимулятор во время деятельности. Как некоторые энергетики и энерголептики вредны в покое и полезны в движении. В случае бездействия позитивное мышление отвлекает от решения насущных проблем и вселяет бесплотные надежды. Которые обретают астральную плоть, питаясь вниманием человека и поглощая его энергию как лярвы.
© Марина Комиссарова
© 2009—2023 Марина Комиссарова