main contact

Эликсир счастья

«Эгоист generation», июль — август 2007, рубрика «Тайное и явное»

«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете несчастны всю жизнь» (Абрахам Маслоу)

eleksir-schastia.jpg

Эликсиром счастья в психологии считается самоактуализация. Самоактуализации уделяли особое внимание и Карл Роджерс, родоначальник гуманистической психологии, и Абрахам Маслоу, родоначальник трансперсональной психологии, и Ролло Мэй, родоначальник экзистенциальной психологии. Учения этих трех великих слонов, на которых держится современная психотерапия, не противоречат друг другу, а дополняют. Каждый из этих ученых описал свою систему самоактуализации, и основные положения этих систем являются настоящими алхимическими ключами.

Ключ Роджерса

Карл Роджерс считал, что самоактуализации человека мешают три фактора. Первый фактор — это требование признания заслуг. Если человек не получил или по какой-то причине не воспринял в детстве опыт безусловной любви (такой любви, которая в норме возникает у родителей к ребенку безо всяких условий, просто по факту его появления на свет), такой человек получит установку, что принятие его миром равнозначно его признанию, то есть признанию неких заслуг. Острая потребность в признании заслуг рождает несоответствие между Я-идеальным и Я-реальным, и это несоответствие — второй фактор, мешающий самоактуализации. Человек создает образ Я-идеального, часто очень далекий от реального положения дел. Он рисует себе черты, которые по его представлениям должны получить максимальное признание. В те моменты, когда человеку кажется, что он таков, как нарисованный им образ, самооценка человека повышается, и он чувствует подъем. В те моменты, когда ему кажется, что он совершенно не таков, его самооценка падает, и он испытывает депрессию. Большинство людей живут в состоянии нестабильной, скачущей с плюса на минус самооценки, и для того, чтобы оберегать себя от депрессии, вынуждены вырабатывать защитные механизмы — третий фактор мешающий самоактуализации. Защитные механизмы могут достигать уровня не только иллюзий, но и деиллюзий, то есть почти галлюцинаций. Однако реальность все равно прорывается сквозь эту защиту, окружающий мир доносит до человека сведения о несоответствии его Я-реального Я-идеальному, ему сообщают об этом люди или это вытекает из логики ситуаций, ситуаций каких-то обломов или потерь, и человек испытывает страдания. Страдания — повод устранить несоответствия, однако чаще люди идут по пути усиления защитных механизмов, которые закрывают от них реальность и делают самоактуализацию невозможной. Роджерс объяснял, что человеку — самому, с помощью психотерапевта или психотерапевтической группы, следует осознать, что принятие миром не равно признанию заслуг, а равно самоактуализации. Он необходим миру таким, какой он есть, но актуализированный, то есть не закрытый защитными механизмами, не зажатый подавленными эмоциями, не старающийся копировать образ некого идеала, а настоящий. Самый гармоничный человек — это человек, выражающий свои чувства, осознающий свои желания, позволяющий себе слабости и прощающий себе недостатки. Только такой человек способен самоактуализироваться, полностью ощутить свое существование — состояние счастья и силы.

Ключ Маслоу

Изучая самоактуализацию, Абрахам Маслоу пришел к выводу, что по-настоящему самоактуализироваться может только человек, который посвятил себя чему-то большему, чем его персональное Я. Трансперсональная психология, родоначальником которой он стал, является синтезом западной психологии и восточных учений. Если интересы человека замыкаются вокруг его собственного Я, он не получает достаточного стимула и импульса для самоактуализации. Если же человек посвящает себя какому-то важному делу, он способен преодолеть большинство своих внутренних проблем и фрустраций, а так же пережить такие экстатические состояния, которые Маслоу называл «вершинными переживаниями». В конце жизни Маслоу писал, что в старости он уже не переживает тех пиковых состояний, которые возникали у него в более молодом возрасте, однако ему стали доступны другие переживания, которые Маслоу называл драгоценными — «существование на высоком плато», когда человек ощущает полную связь с миром и растворение своего Я. Такие состояния сопровождаются ощущением необыкновенного счастья и бессмертия. Для того, чтобы быть способным посвятить себя чему-то значительному, человеку необходимо избавляться от барьеров Эго. Маслоу считал, что каждый человек должен понимать, что такие барьеры в нем есть, осознавать их, наблюдать и сводить к минимуму искажения, которые вследствие них возникают. Маслоу разделял понятия дефицитарной любви и любви бытийной. Первая — это любовь ко всему, что приносит человеку удовлетворение каких-то его потребностей. Вторая — любовь к самой сущности любимого человека или явления, восхищение и интерес к постижению этого. Если человек постарается постоянно отслеживать в себе эгоистические барьеры и будет стремиться избавляться от них, в какой-то момент он сможет рассмотреть то самое, что для него важнее персонального Я, ту значительную цель, которой он захочет себя посвятить — путь самоактуализации, который подарит ему экстатическую полноту существования.

Ключ Мэй

Свое понятие о самоактуализации Ролло Мэй связывал с понятием тревоги. Вслед за Кьеркегором он считал тревогу неотъемлемой составляющей свободной воли — «головокруженьем от свободы». Мэй считал, что сама по себе свободная воля, данная каждому человеку, всегда ведет его к самоактуализации, однако волеизъявление обязательно сопровождается тревогой, бессознательным пониманием человека, что выбор за ним, как и ответственность за этот выбор. Мэй говорил, что человек, который хочет достичь самоактуализации, должен осознавать свою тревогу и воспринимать ее как побудительный фактор, а не как повод для сомнений в себе. Если человек избегает тревоги и старается ее подавить, тревога не исчезает, а переходит в невротическую стадию, отравляет ему жизнь и сужает его мир до минимума. «Мы так боимся небытия, что комкаем наше бытие» — писал Ролло Мей о страхе смерти. Он считал, что человеку лучше осознать неизбежность своего небытия и воспринимать тревогу по поводу смерти, как побуждение не терять времени, сконцентрируясь на самом важном. Человек же, напротив, старается подавить страх смерти и вытеснить мысли о ней, в результате чего он вынужден жить в тесном мирке из защитных механизмов, где не может быть для него никакой самоактуализации. Из-за страха перед небытием, считает Мэй, проистекает и страх перед выбором. Человек боится совершить выбор, поскольку не хочет взять на себя ответственность за то, что с ним будет происходить, боится нового и неизвестного точно так же, как небытия. Любой волевой выбор — это конец чего-то старого и начало нового. Но человек, которого пугает небытие, относится ко всему новому со страхом. Мэй считал, что каждый человек обязан осознать, что его жизнь принадлежит ему и он вправе распоряжаться ею, не боясь наказания. Если человек прячется и отказывается от волевых поступков, нереализованная воля в нем достигает концентрации и переходит в невротическую тревогу, которая разрушает человеческий организм и делает человека несчастным.

© Марина Комиссарова

Главная | Психоалхимия | Публикации | Контакт

© 2009—2023 Марина Комиссарова